Организация работы в ДОО по реализации региональных парциальных программ «Дошкольник Белогорья»

Никулина О.Н. старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР – д/с № 7 «Золотой ключик» г. Строитель»

   В Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области 2013 – 2020 гг. сказано о том, что изменившиеся социальные условия предопределили существенные различия в опыте и переживаниях современных детей, родителей и педагогов, поэтому модель взрослости, предлагаемая старшими, не воспринимается подрастающим поколением. Возможности родителей во многом влияют на развитие ребенка: освоение интерактивных средств, сети Интернет, доступность путешествий за границу, просмотр телепередач разного уровня в свободное от учебы время – все эти факторы формируют мировоззрение детей, которое существенно отличается от мировоззрения предыдущих поколений.
Основу содержания дошкольного, школьного и дополнительного образования детей традиционно составляли изучение произведений искусства, знания, умения и навыки, полученные при работе с общепризнанными культурно-ценностными образцами. Сегодня происходит отказ от признания «эталонов» в пользу контекстного использования культуры и ориентация на множественность культурных образцов. Это приводит к дезориентации детей и подростков, к разрыву общего ценностного пространства многих поколений, что для образовательных учреждений создает серьезную проблему: все сложнее становится убедить детей, подростков и их родителей в необходимости изучения классической литературы, истории своего края, произведений искусства.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений в Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области определено духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.
Федеральный государственный образовательный стандарт также одним из главных принципов дошкольного образования ставит приобщение детей к социо — культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
БелИРО отреагировал на запрос основных государственных документов, разработал и внедрил огромный проект «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»).
В рамках данного проекта были разработаны региональные парциальные программы по разным образовательным областям.
С 2015 года в нашем дошкольном образовательном учреждении стала апробироваться региональная парциальная программа по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья» и программа по художественно – эстетическому развитию «Цветной мир Белогорья».
В проекте с 2015 года участвует 3 группы ДОУ.
  Цель программы:обеспечение познавательного и художественно – эстетического развития детей 3 – 8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.
Программа самоценна. Она соответствует ФГОС, в нее включено тематическое планирование, по каждому возрастному периоду. Отдельно разработано планирование ОД по программе, которое представлено в виде образовательных ситуаций по модулям.
С начала 2017 г. 2018 уч. года используются рабочие тетради, являющиеся составной частью развивающего комплекта для дошкольников. Содержание тетради соответствует модулям программы и ФГОС.
Также в программе имеется раздел педагогической диагностики с учетом планируемых результатов освоения парциальной программы.
В программе используются постоянные персонажи — куклы Белогор и Белогорочка, которые находятся на протяжении всей работы по программе.
Кроме этого разработчики программы, проведя колоссальную работу, собрали наглядный электронный материал, который дает возможность воспитателю быстро и качественно подготовиться к занятию.
Пособия, дидактический материал, рабочие тетради, презентации, фотографии разрабатывали педагоги разных районов нашей области, поэтому именно достопримечательности и особенности конкретных районов области в них представлены.
Это дает возможность нашим педагогам дорабатывать материал, адаптировать его под наш Яковлевский район.
Программа «Дошкольник Белогорья» включена в ООП МБДОУ «ЦРР – детский сад № 7 «Золотой ключик» в содержательный раздел в часть формируемую участниками образовательных отношений как региональный компонент.
Занятия проводятся во вторую половину дня, что позволяет поддерживать тесную связь с родителями воспитанников, которые с момента введения программы стали активными ее участниками.
Вы просмотрели занятия по двум образовательным областям. Занятия четко продемонстрировали опору на познавательную активность детей, их социальный опыт, использование интерактивных технологий, разносторонний подход к изучению родного края – это и музыка Белогорья, это и фотографии и музейные материалы и предметы старины.
Структура занятий состоит из следующих этапов:
Организационный момент, когда дети были заинтересованы ситуацией, замотивированны на сотрудничество с воспитателем и группой.
Проблемный этап, в ходе которого, дети совместно с воспитателем или самостоятельно формулируют вопрос и цель работы.
Информационный этап момент установления причинно – следственных связей пространственных и временных отношений.
Моделирование – это практическая работа – реализация художественного замысла.
Анализ результатов может быть представлен в виде выставки, коллажа, альбома и самое главное это совместное обсуждение работы.
Рефлексия – это самооценка ребенком полученного продукта.
Продемонстрированные занятия соответствуют тематическому планированию.
В ходе занятия можно было отследить четкую структуру, тематику программного занятия и те дополнения, которые внесли наши педагоги, мастерски сузив тематику до Яковлевского района.
В занятии «Мой город» можно было увидеть работу с лентой времени, но по Яковлевскому району, путешествие по родному городу и т.д. т.к. такую возможность предоставила нам программа.
В занятии по художественно – эстетическому развитию в информации о женских народных костюмах Белогорья прослеживалось акцентирование на родном районе – это представление музейных экспонатов, это цветовая гамма.
Таким образом, программа «Дошкольник Белогорья очень удобна для использования, насыщенна демонстрационным материалом, но в то же время дает возможность для творческого полета и воображения каждого педагога, который с ней работает.
По развивающей предмето – пространственной среде можно сказать что также воспитатели придерживаются модулей и тематики занятий, это вы могли видеть во время экскурсии по группам.
Воспитатели группы «Чебурашка» с первого дня реализации программы решили привлечь к работе родителей и начали оформление семейного журнала по тематике программы.
В каждой группе есть мини – музеи. Это музей в чемодане, это музей с небольшими коллекциями посуды, одежды, домашней утвари и т.д.
Естественно, полностью все показать невозможно, т.к. дети и родители хотят забрать поделки домой и педагоги никогда этому не препятствуют.
Уголки по программе тоже создаются и пополняются в соответствии с тематикой.
Реализуя программу «Дошкольник Белогорья» мы, как мне кажется,  выполняем задачу государственного масштаба — воспитание будущего поколения,  на основе духовно – нравственных и патриотичных начал.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.