«Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи»

Подготовила Билик В.Г., учитель-логопед
группы компенсирующей направленности №2

Уважаемые родители!
Ваши дети скоро станут школьниками. Современная школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие требования. Без необходимых навыков и умений ребенку очень трудно будет адаптироваться, войти в ритм школьной жизни.
Что же входит в понятие «речевая готовность ребенка к школе»?

  •  Это четкое произношение всех звуков речи.
  • Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать и дифференцировать звуки речи.
  • Сформированность элементарных навыков звуко-буквенного анализа и синтеза звукового состава речи.
  • Сформированность грамматического строя языка и умения пользоваться развернутой фразовой речью.

Наличие у первоклассников даже небольших пробелов в речевом развитии отзовётся в будущем серьезными проблемами в усвоении общеобразовательной программы школы, самооценке ребёнка.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Готовность к обучению грамоте – это осознание ребенком звукового строя языка, переключение внимания от значения слова к его звуковому составу, т.е. к умению услышать в слове отдельные звуки и их последовательность.
Почему же звуковой анализ и синтез вызывает трудности у детей с нарушениями речи? Проблемы неизбежны если при овладении материалом по математике дети не усвоили понятие ряд. Часто дети с нарушениями речи путают левую и правую стороны своего тела, не ориентируются в пространстве, не понимая значений слов слева, справа, перед, за, над, между, в начале, в середине, в конце. Звуковой анализ развивается тем успешнее, чем лучше дети владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.
Развитие фонематического восприятия, то есть умения слышать и различать звуки, происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Поскольку у детей с ОНР нарушены фонематическое восприятие и звукопроизношение, при обучении грамоте эти дети испытывают значительные затруднения. Таким образом, развитие фонематических процессов, обучение звуковому анализу и синтезу детей с речевыми нарушениями является важным звеном подготовки к обучению грамоте.
Как подготовить дошкольника к обучению грамоте?
Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь, как всегда, приходят игры.
Игры на развитие фонематических процессов
• «Барабанщики», воспроизвести правильно ритм: *, **, ***, ** *, ** **.
• «Певцы» воспроизвести правильно ряд гласных звуков: ааА, уА, аАаА.
• «Будь внимательным!», воспроизвести правильно слоговой ряд, например: па-па, па-та, та-тя-та, па-та-ка, фа-па-та-ка, ма-мо-му-мы; или ряд слов: кот – год, коса – коза, том – дом – ком, точка – дочка – бочка.
• «Хлопни» хлопнуть, если услышишь нужный звук, например, звук А:
о, а, м, т, а, э, ам, ох, ах, мак, дом, суп, Аня, ухо, Андрей, весна, окунь, рыба.
• «Хлопни – топни» хлопнуть, если услышишь, например, звук С, и топни на звук Ш: с, ш, ас, уши, усы, оса, шаль, шум, сом, том, крыша, крыса, Саша.
• «Шёпот» услышать шёпотную речь и выполнить задание.
• «Кто позвал?», «Кто сказал: «Мяу»?» услышать и угадать говорящего.
• «Логопедическая ромашка» её сердцевина – изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж), лепестки – картинки, где присутствует этот звук. Дети называют и раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам.
• «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном, например: самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт, мясорубка – мясо рубит и т. д.
• «Верно – неверно» хлопнуть, если слово, изображённое на картинке, произнесено верно, например: фумка, тумка, сумка, шумка, хумка…
• «Незнайкины ошибки» исправить ошибки, повторив слово или фразу правильно: шумка – сумка, лакета – ракета. Колова пасётся на лугу. Коска ловит мыску. Собата сторожит дом. Я лисую голубую лечку.
• «Я начну, а ты – закончи» слово: ли-…са, ве-…сы, коле-…со; мет-…ла, пче-…ла; или фразу: Ела, ела дуб, дуб, поломала… зуб, зуб.
• «Короткое слово» определить на слух самое короткое слово: рак, рука, ракета; рыба, сороконожка, вертолёт; роза, расчёска, морковка…
• «Делай то, что скажу, а не покажу» выполнение словесных инструкций.

Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза
• «Раздели слово на слоги» прохлопай, протопай, пропой слово, например: ма-ма, ду-бы, ча-си-ки, бе-ге-мот…
• «Не зевай, гласный(ые) звук(и) называй» дом – о, дым – ы, часы – аы, окна – оа, автобус — аоу…
• «Назови ударный слог(звук)» коза – за(а), тучи – ту(у), молоко – ко(о), машина – ши(ы)…
• «Где звук спрятался?» О, например: окна – в начале слова, дом – в середине слова, перо – в конце слова…
• «Поймай звук» при произнесении слова выделить интонационно нужный звук, «поймав»его в кулачок или хлопнув в ладоши, например: морКовь, Картон, соК, Капуста, Карета, ботиноК, собаКа…
• «Подбери словечко» например, на звук С: сани, сок, стакан…; или на звук Т в конце слова: кот, рот, бегемот…; или на звук Р в середине слова: кора, нора, ворона…
• «Цепочка слов» Называется слово, на его последний звук, называется другое слово, которое начинается с этого звука, например: дом – мак – кот – тир – роза – арбуз – зонт – таракан – носорог – грач – чай – йогурт – танки
• «Замени звук» например, звук Т на С: тон – сон, том – сом, тук – сук, туша – суша, танки – санки, тоска – соска, Тоня – Соня, Таня – Саня…
• «Убери звук(слог)», где детям предлагается убрать первый или последний звук(слог) и получить новое слово: скот – кот, сток – ток, грань – рань; носок – сок, ворота – рота, стрекоза – коза…
• «Добавь звук(слог)», где детям предлагается наоборот добавить первый или последний звук(слог) и получить новое слово. Например, добавить в начале слог ма: кар – Макар, шина – машина, дам – мадам, трёшка – матрёшка, Муся – мамуся, Муля – мамуля, Рина – Марина…
• «Кто больше придумает слов?», где из букв заданного слова нужно составить как можно больше других коротких слов, например: из букв слова апельсин можно составить ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес…
• «Логопедическое лото» каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова.
• «Собери слово» по первым буквам картинок, составляется слово.
• «Буквы рассыпались» предлагается собрать к картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.
• «Путаница» предлагается собрать к картинкам слова из перепутанных слогов, например: ма-до – до-ма, ба-шу – шу-ба, ко-ло-мо – мо-ло-ко…
• «Кто пришел в гости?» детям раздаются картинки и карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А), им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились нужные слова.

Систематическое выполнение предложенных игр и упражнений помогут будущему первокласснику преодолеть фонематическое недоразвитие речи и подготовиться к обучению грамоте в школе. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время – залог его успехов в будущем!

Желаю удачи!

Запись опубликована в рубрике Группа компенсирующей направленности №2, Логопедическая группа №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.