Развитие речевого дыхания у детей

Подготовила Билик В.Г., учитель-логопед
группы компенсирующей направленности №2

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного детства. Развивая речь детей, в первую очередь нужно научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Формирование речевого дыхания ¬способствует увеличению его объёма, ¬развитию плавного длительного выдоха и направленности воздушной струи.

Параметры правильного ротового выдоха:
­ выдоху предшествует сильный вдох через нос; ¬
­ выдох происходит плавно, а не толчками; ¬ во время выдоха губы складываются трубочкой; ¬
­ во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос; ¬
­ выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Правила проведения игровых упражнений.
 Игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы, выполнять упражнение не более 10 секунд) и/или чередовать с другими упражнениями, так как они быстро утомляют ребёнка и могут вызвать головокружение.
 Во время проведения игр необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы вытягивал вперёд.
 Для поддержания у детей интереса к упражнениям на развитие речевого дыхания, необходимо уделять большое внимание атрибутике.

Дудочка
Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Трубочка
Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть, произнося «ду-ду-дууу».
Наши губы – трубочка,
Превратились в дудочку,
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Загони мяч
Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный или теннисный ша¬рик на столе, стараясь за¬гнать его в «ворота» (между двумя кубиками).

Одуванчик
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.

Сдуй снежинку
Вытянуть губы вперёд трубочкой и сильно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Вертушка
Длительно и плавно дуть на вертушку, произнося звукосочетание «фууууууу».
Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детям очень нравится!

Кораблик
Руки положить на область диафрагмы. Плавно вдохнуть носом и ртом так, чтобы живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности длиннее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь – выдыхай
И кораблик пускай.

Мыльные пузыри
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду¬вать мыльные пузыри
Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.

Бабочка
Вырежьте из бумаги бабочку и цветок. К каждой бабочке привяжите нитку с цветком. Держим на уровне лица ребенка.
Бабочка летает,
Крыльями сверкает,
С цветочка на травку,
Яркая, порхает!

Горячий чай
Улыбнуться, высуть язык и положить его широкий край на нижнюю гу¬бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго «ф-ф-ф», дуть на язычок. Повторить три – четыре – пять раз, сле¬дя, чтобы не надувались щёки

Фокус
Язык сделать «чашкой» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положить маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделать вдох через нос. Сильно подуть на язык вверх на ватку, чтобы она полетела вверх.

Надуй шарик
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи¬вот, другую – сбоку. Сделать глу¬бокий вдох через нос (живот выпячивается впе¬ред, а нижняя часть грудной клет¬ки расширяется, что контролиру¬ется одной и другой рукой). Пос¬ле вдоха произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем, (глу¬бокий вдох через нос –
А рукою проверяем: живот надувается)
Шарик лопнул — выдыхаем, (долгий и плавный выдох –
Наши мышцы расслабляем. живот сдувается).

Наклоны
Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе¬ред вверх – глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве¬дя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит, (руки вперед вверх).
Клювом дятел дуб долбит: (руки вниз назад):
Тук, тук,тук,тук,тук,тук, (руки вперед, вверх).
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).

Повороты
Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто¬роны, влево поворот – вдох, вправо – выдох.
Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.

Ветер дует
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот, выполняя движения.
Я подую высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко, (руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко, (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).

Желаю успехов!

Запись опубликована в рубрике Логопедическая группа №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.